Ионин Игнатий Вячеславович

Материал из pgia2.ru
Версия от 22:43, 19 марта 2019; Mironovbd (обсуждение | вклад) (Новая страница: «безрамки|слева Игнатий Вячеславович Ионин родился 31 декабря 1892 года в селе…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Ionin.jpg

Игнатий Вячеславович Ионин родился 31 декабря 1892 года в селе Ропша недалеко от Санкт-Петербурга.

Его родители Вячеслав Фокич и Александра Николаевна Ионины работали в Ропшинской больнице. Отец, который окончил специальные курсы, готовившие организаторов сельских больниц, был ее основателем, заведующим и единственным врачом (хотя и без высшего образования), а мать — акушеркой. В семье Иониных росли четверо детей: Игнатий, Сергей (рано умерший), Татьяна и Валентина.

Начальное образование все получили дома, а когда подошло время получать среднее образование, Ионины построили большой, с мансардовым вторым этажом, дом в Стрельне на углу Димитровской улицы и Петергофского шоссе и переехали в него. Мальчики учились в Петергофской мужской гимназии (ныне гимназия № 415), а девочки — в женской гимназии В. В. Павловой (сейчас школа № 416 им. В. В. Павловой). Отец к этому времени был уже главным эпидемиологом Петергофского уезда. Учился Игнатий без особого блеска: в его аттестате зрелости всего две пятерки, и одна из них по законоведению, а по географии и латинскому языку всего лишь тройки. Однако, он любил путешествия и подробно их описывал, иногда включая в дневниковые записи латинские афоризмы.

По окончании гимназии И. В. Ионин поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Здесь он учился у таких выдающихся профессоров как Н. Е. Введенский, А. С. Догель и А. А. Ухтомский. Вне всякого сомнения, семена, посеянные А. А. Ухтомским, который выдвинул тезис: «Только переключив себя и свою деятельность на других, человек впервые находит себя», попали в плодородную почву.

В 1915 году И. В. Ионин, сдав все выпускные экзамены, получил диплом и сразу же был мобилизован в армию. Шла Первая мировая война. Игнатий Вячеславович попал в летное училище и, пройдя курс обучения, стал военным летчиком-наблюдателем 2-й воздушной эскадрильи.

В 1918-1919 годах служил в Красной Армии военлетом, а после тяжелой контузии и ранения в легкое был демобилизован и приехал домой в Стрельну.

В это трудное время он взял на себя заботу о большой семье. Отец был болен и советовал сыну искать работу по специальности. Игнатий Вячеславович отправился в Земотдел Петроградского Губсовдепа, в агрономическую часть, где ему предложили занять место инструктора по пчеловодству в Петрограде с обязательством перевести его затем в Петергоф. Вскоре он стал работать агрономом-инструктором в Михайловской летней школе-колонии, находящейся в двух километрах от усадьбы Иониных. Такие летние школы были рождены временем военного коммунизма. Из городов летом детей вывозили в пустующие загородные дворцы и поместья, в старые парки на взморье. Здесь на природе проводили для них уроки природоведения и литературы, устраивали концерты, приобщая к музыке.

Ионину очень нравилась эта работа. Он писал в одном из писем сестре: «в колонию … я езжу не как на службу, а как на отдых». Занимаясь с детьми, Игнатий Вячеславович предложил им применить полученные теоретические знания на практике — вскопать и засадить огород, чтобы к концу лета обогатить свой скудный рацион. Так зародилась мысль создать не выездную, а постоянно действующую сельскохозяйственную трудовую детскую коммуну на бывшей Михайловской даче.

21 ноября 1919 года Ионин привез в Михайловскую усадьбу 27 девочек и мальчиков (от трёх до восемнадцати лет), собранных из нищих многодетных семей. Производительный детский труд для самообеспечения наряду с разносторонним образованием стал основой системы воспитания детей, которую ввел Ионин. Он планировал организовать в усадьбе многоотраслевое хозяйство — огородничество, животноводство, пчеловодство, семеноводство, птицеводство, а в прудах разводить рыбу. Дети под руководством привлеченных Иониным специалистов ремонтировали здания и постройки усадьбы.

Впоследствии Ионинская школа-коммуна, получившая символичное название «Красные зори», стала одним из самых заметных и известных в 20-30-е годы воспитательных учреждений подобного типа. Джон Дьюи, известный американский педагог и философ, посетивший колонию, дал ей самую высокую оценку.

«Каждому — всё» — был максималистский принцип И. В. Ионина, и это «всё» включало в себя самые различные стороны жизни, в том числе труд, приносящий радость, прежде всего, самому работающему и делающий его счастливым. Организатор «Красных зорь» являлся не только энтузиастом, но и рачительным хозяином, умелым организатором, блестящим педагогом, первым воплотившим те идеи и достижения, которые потом совершенно несправедливо будут связываться только с именем Макаренко.

К несчастью, как и сотни тысяч соотечественников, в 30-е годы Ионин был незаслуженно отстранен от любимого дела и на полвека забыт. 30 сентября 1937 года многих преподавателей школы-колонии арестовали. Во время следствия обвиненный в «троцкизме» Ионин ничего не подписал и на суде произнес только древнюю китайскую пословицу: «Сидеть лучше, чем стоять, лежать лучше, чем сидеть, умереть лучше, чем лежать…» Два месяца Игнатий Вячеславович провел в камере смертников. Потом приговор был смягчен: вместо расстрела — 10 лет лагерей.

19 февраля 1939 года Игнатий Вячеславович Ионин умер в лагерной больнице.

В 1990 году реабилитирован.



Источник: http://www.kommunarstvo.ru/stoki/stoion.html