Иосса Андрей Николаевич

Материал из pgia2.ru
Версия от 12:56, 7 апреля 2019; Mironovbd (обсуждение | вклад) (Новая страница: « Иосса Андрей Николаевич (1850-1907) — архитектор Санкт-Петербургского учебного округа и Г…»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск


Иосса Андрей Николаевич (1850-1907) — архитектор Санкт-Петербургского учебного округа и Горного института.

Предки будущего архитектора были немцами, прибыв в Россию во времена Екатерины II. Он являлся представителем одной из самых заметных династий российских горных инженеров, знатоков металлургического производства.

В Санкт-Петербурге с 1860 по 1862 год, Андрей учился в гимназии Карла Мая. Видимо, именно обучение в этой школе и повлияло на его дальнейший выбор профессии архитектора. Иосса закончил Петербургскую Академию Художеств в 1880 году. Он получил золотую медаль 2-й степени за программу «Проект Городской думы». Впоследствии Андрей Николаевич занимал должность архитектора Санкт-Петербургского учебного округа и Горного института, принимал участие в проектировании, строительстве, надзоре и модернизации зданий учебных заведений. Он занимался постройкой небольших строений для нужд гимназий, проектировал доходные дома.

В последние годы архитектор проживал с женой на Васильевском острове на 8-й линии. Скончался Андрей Николаевич 12 апреля 1907 года в возрасте 56 лет и похоронен на Смоленском православном кладбище. Его могила — мраморный крест на постаменте — находится у восточного фасада часовни Ксении Блаженной.

В Петергофе А.Н. Иосса работал над перестройкой здания Петергофской гимназии императора Александра II, создав образцовое учреждение для классической гимназии. Иосса осуществил здесь перестройку, поскольку из прогимназии гимназия стала гимназией, и требовалось больше помещений. Первая прогимназия разместилась в здании мастерских ведомства Петергофского Дворцового Правления, которое специально для этого перестроили под руководством архитектора Э.Л. Гана.

14 июня 1903 года в два часа тридцать минут в присутствии императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, многочисленной свиты, при большом стечении гостей и петергофских жителей состоялась торжественная закладка нового здания гимназии, строительством которого руководил архитектор Андрей Николаевич Иосса.

Вот как описала это событие кронштадская газета ‘‘Котлин’’ в номере за 19 июня: «Стены главного корпуса доведены уже до второго и частью третьего этажа. Кроме надстройки старого здания, возводится еще совершенно новое 3-х этажное здание каменное здание. Постройка производится окружным архитектором Министерства народного просвещения А. Н. Иосса.
Положив в приготовление место для закладки золотые монеты, после положения закладной доски, Его Величество изволил положить первый белый камень поверх плиты.
Второй именной камень изволила положить Государыня Императрица Александра Федоровна, а третий положил за Августейшую Родительницу Его Величество Государь Император.
По окончании Богослужения, Их Величества смотрели планы возводимого здания гимназии, а затем выслушали доклад председателя комиссии сенатора Смирного, причем архитектор Иосса имел счастие давать Его Величеству объяснения».

Согласно проекту архитектора А.Н. Иосса, вход в гимназию украшен небольшим портиком, состоящим из двух симметричных колонн. Они поддерживают небольшой балкон, находящийся ровно в центре здания. Фасад гимназии разделен на 3 части. Центральная часть с большими красивыми окнами на 3-м этаже, где расположен актовый зал, немного выдвинута вперед. Над карнизом расположен аттик, придающий всему зданию торжественный вид. Благодаря рустованному фасаду и двухцветной окраске школа смотрится солидно и в то же время нарядно.

Под его руководством были построены такие учебные заведения, как 7-я гимназия на Кирилловской, 11 (сейчас здесь находится «Общество памяти игумении Таисии»); химико-техническое училище на Хрустальной, 14; здание 2-го реального училища (ныне школа №272); гимназия в Царском Селе (нане школа №500).

В своих работах Иосса использовал приемы популярного в середине и в конце XIX века архитектурного направления эклектики (смешение стилей). Безусловно, архитектор хорошо знал современные ему условия образования и стремился быть в ногу со временем. Его здания, как правило, не только функциональны, но и нарядны, торжественны. Все это отвечает духу учебных заведений.