Воспоминания выпускника Залевского
Краткая биографическая справка:
Залевский Михаил Николаевич, родился 6 сентября 1895 года, выпускник Петергофской гимназии 1915 года, закончил ускоренные курсы Санкт-Петербургского кавалерийского училища, участник первой мировой войны, жил в эмиграции, автор книги воспоминаний «Печаль минувших лет…», умер в Германии на 102 году жизни.
Матвеева Светлана Владимировна, проработавшая в библиотеке гимназии 40 лет (с 1974 по 2014), в 90-е годы от имени коллектива вела переписку с Михаилом Николаевичем.
Вот текст письма, написанного Залевским в декабре 1994 года:
Глубокоуважаемая Светлана Владимировна и глубокоуважаемые педагоги Петергофской гимназии!
Тяжело вспоминать ее – эту гимназию, вспоминать и радостно и печально, поскольку и радость и печаль сливаются воедино памятью юношества, памятью о Петергофе.
Но какова радость услышать Ваши слова, Ваши чувства единения со мной, единения 95-х годов и 15-х, чувства прошлого и настоящего. И хочется вознести славу: да здравствует вовеки и Петергоф и гимназия, ее учащиеся и воспитатели! И видишь себя снова гимназистом 15-х годов и хочется снова посетить ту самую гимназию, которая не умерла и тот самый Петергоф, звучавший в 15-х годах и в Александрии и в Английском парке.
Но прежде о гимназии, которую я окончил в январе 1915 года., сдав ряд предметов досрочно, т.е. в январе вместо июня. И вот теперь, в январе, буду вспоминать былую традицию проводить ежегодный гимназический бал 2 января, который, увы, мне не пришлось более посетить, поскольку началась мировая война, и потребовались офицерские кадры. В возрасте 99 лет мне не легко вспоминать юношеские годы. Но Ваше письмо всколыхнуло былое. И хотелось, ой как хотелось бы, снова взглянуть на Петергоф и гимназию, снова пройти по Английскому парку… Хотелось бы, но, увы, не суждено. Я держу на письменном столе книгу « Печаль минувших лет…», написанную мною, и открыв какую-нибудь страницу вспоминаю свои юношеские дни и «молодею» внезапно.
Итак, еще о гимназии. Директор у нас был хороший, но внешне грубоватый, и его называли «извозчик». Он способствовал нашему физическому воспитанию, и это послужило получению гимназией кубка 1914 года за победу в футбольном спорте, оттеснив 80 учебных заведений.( Кубок ОСФОРУМ – Общества содействию физического развития учащейся молодежи»). Не знаю сохранился ли кубок в нашей гимназии. Он был переходящим. Но с 1915 года из-за войны он никуда не переходил.
А по легкой атлетике наша гимназия заняла 2-место, отдав первенство, уже с усами, т.е. возрастом значительно старше нас.
Капитаном футбольной команды у нас был мой старший брат, которого я догнал в 6 классе (а он старше на 2 года). Но он, теряя свои способности ( и в драме, и в хоре, и в духовом оркестре) в учении не торопился и просто говоря, был лодырем, что и позволило мне окончить гимназию одновременно с ним.
Хотелось бы познакомиться с нынешними педагогами гимназии. Вспоминаю свою педагогическую практику. Я в Москве много лет преподавал курс « Организация производства» в ряде учебных заведений и курс «Техника безопасности» в Московском институте пищевой промышленности. Этот курс мне пришлось строить самому, он в России нигде не читался. Я изучал специальные журналы на английском языке. И я добился того, что по моим техническим данным студенты проектировали свои выпускные работы. И можно было сказать, что я вложил свой вклад в пищевую промышленность. Об этом я поведал, чтобы показать себя не только былым гимназистом, но и былым педагогом. А потому всем педагогам гимназии мое пожелание к Новому году: Смотрите на ваших учеников не только, как на детей, но и как на будущих специалистов.
80 лет разлуки с гимназией – это много. Все изменилось за эти годы. Но я рад получить весточку из прошлого. С Новым годом и светлым праздником Рождества Христова.
Франкфурт-на-Майне. Германия. Декабрь 1994 г.
P.S. Сохранены орфография и стиль автора письма.
Из книги Михаила Николаевича Залевского « Печаль минувших лет…»
К играм можно отнести и наше обычное времяпрепровождение в гимназии во время большой перемены (паузы), когда мы были в третьем-четвертом классах. Зимой, когда снег подтает и становится скользким, мы брали приступом или, наоборот, защищали горку — большой ледник. Атакующие стремились взбежать наверх и столкнуть оттуда защитников, и тогда картина и роли менялись. Защитники же сбрасывали атакующих и чаще всего оставались победителями.
Чаще мы занижались в большую, перемену «войной» в гимназическом коридоре, причем эта «война» происходила без всякого оружия. Даже кулаками запрещалось пользоваться, а могли лишь свалить и навалиться. Противники, две партии, были всегда постоянными: новопетергофцы и старопетергофцы, причем по численности отношением 4:1. Но мы, меньшая группа старопетергофцев, считали себя «спартанцами», а новопетергофцев называй «разложившимися афинянами». И, несмотря на численное неравенство, результаты сражений были переменными, никто в конце концов не мог считать себя победителем. Наша малочисленность компенсировалась большей ловкостью, лучшей сноровкой и большей лихостью. Следы наших сражений более всего чувствовали на себе наши прислуги, которым ежедневно приходилось чистить наши гимназические форменные черные костюмы, измазанные паркетной зеленью.
Перейду теперь к спорту, хоти вообще трудно различить порой просто игру от спорта. Я занимался в разное время многими видами спорта: сокольской и аппаратной гимнастикой, фехтованием на эспадронах, легкой атлетикой, футболом, хоккеем на льду, теннисом, волейболом, велосипедным спортом, катанием на роликах, коньках, лыжах, санях, буэрах, верховой ездой, вольтижировкой, стрельбой и даже игрой на бильярде. Пробовал я даже метать бумеранг, но об этом расскажу позже. Возможно, я пропустил какой-нибудь вид спорта, которому также уделял внимание, но и то, что я перечислил, показывает разносторонность моего увлечения.
Перечисление без пояснений, хотя бы некоторых видов, недостаточно, и я попытаюсь дать разъясняющие дополнения. Начну с сокольской гимнастики, понятие о которой, возможно, выветрилось. Эта гимнастика перенесена в Россию из Чехии, где в то время увлекались этим видом спорта. Сокольская гимнастика, так называемая потому, что ребят и юношей, занимавшихся этим видом гимнастики, называли «соколами», проводится обычно большими группами, порой в несколько даже тысяч, и состоит она из вольных движений, совершаемых гармонично всей группой и обычно под музыку. Этой гимнастикой занимался я, будучи в младших классах гимназии. С 1982 года в Германии стали увлекаться «аэробикой», но последняя никакая не новость — это та же сокольская гимнастика...
На гимнастических аппаратах я занимался и помимо уроков гимнастики, состоя в гимназическом фехтовально-гимнастическом кружке. Наиболее удачными для меня были прыжки через «козла» и «кобылу», а также работа на параллельных брусьях.
Фехтованием я стал заниматься очень рано, еще будучи в гимназии, оно входило в учебную программу, но кроме того и в указанном выше кружке. У нас в гимназии преподавателем фехтования и гимнастики был капитан Каспийского пехотного полка, дислоцировавшегося в Петергофе; капитан окончил Офицерскую гимнастическо-фехтовальную школу, почему у нас занятия по гимнастике и фехтованию проводились серьезно, что называется, по-военному — строго и дисциплинированно. Более же солидно фехтованием я занимался под хорошим инструктажем в Николаевском кавалерийском училище, где достиг значительного совершенства. И в гимназии, и в кавалерийском училище фехтование велось лишь на эспадронах, каковой вид по сравнению с другими, по моему мнению, имеет преимущество, ибо эспадрон позволяет и колоть, и рубить. При эспадронном бое вы можете поражать противника не только в грудь, но также в бока, плечи и голову.
Наблюдая олимпийские соревнования по фехтованию, я был удручен снижением культурного уровня: вместо точных красивых выпадов здесь видно было, как нападающий просто бежит на противника; строгих, классических приемов фехтования я не видел, а фехтование на рапирах порой напоминало просто драку. Где уж тут соблюдать правило: «Задний след не отделять» (см. инструкцию в стихах).
О фехтовании я писал также в другом очерке, связанном с моим пребыванием в Николаевском кавалерийском училище, а здесь приведу небезынтересную «инструкцию» по фехтованию, написанную в стихотворной форме.
ИНСТРУКЦИЯ В СТИХАХ
Роберт Гавеман, преподаватель военной школы по подготовке инструкторов гимнастики и фехтования в военно-морском флоте, написал в 1857 году инструкцию по фехтованию в стихах:
Ну, ребята, не зевать, Как придется воевать! Саблей надо управлять И штыка не забывать, А чтоб лучше это знать, Шпагой надо начинать. Чтобы ловко фехтовать, Корпус надо упражнять, Руки, ноги развивать, Головою же смекать, Как себя оберегать И врага нам поражать. В стойку надо ловко встать, Грудь поменьше открывать, Руку ниже плеч держать И ее не вытягать. А придется нападать, Руку верно посылать, Задний след не отделять, Да проворно выпадать. В стойку, чтобы скоро встать, Ногу заднюю сгибать, А передней помогать, Корпус живо убирать. Если будет враг зевать, Грудь свою не закрывать, — Смело прямо поражать. Будет шпагой нажимать — Переносом досаждать, Иль обман употреблять. Будет руку вытягать, Накрест под руку валять, В правый бок чтоб угрожать. Чтобы лучше замудрить, — Шпагу взять переменить. А захочется открыть, Вызов сделать, и грозить — Прямо в сердце удружить. Но при этом не забыть Нападенье отразить. Если будет наступать, Не робеть, атаковать. Вздумает же утекать, Шаг вперед и доконать. Если будет нападать, Чтобы справа угрожать, От себя, и не зевать, — С поворотом посылать. А захочет он шутить, Слева другу удружить, К себе живо отбивать И проворно отвечать. Обман вздумает задать, Круговой не забывать. А захочет он сдвоить, Круговой уж надо брать И простой не забывать. Будет низко, посылать, Вниз к себе, и не зевать, Руку выше удержать. В заключение сказать, Как другого обучать: Знай всегда, как отвечать, И старайся замечать, Как ошибки исправлять. Не серчать и не ворчать, Раз хоть двадцать повторять, Да успеха ожидать.
В легкой атлетике я занимался почти всеми ее видами, исключая бег на длинные дистанции и прыжки с шестом, но наиболее мне удавались прыжки и барьерный бег. Видимо, у меня были хорошо развиты мускулы ног, их способность пружинить, что влияло на успех и в гимнастике, и в вольтижировке.
Замечу, что успех мой в официальных соревнованиях по легкой атлетике учебных заведений Петроградского учебного округа, а именно в барьерном беге, я объясняю малой конкуренцией. Тогда, кстати сказать, стиль преодоления барьеров был еще примитивным по сравнению с настоящим временем, и тогда он считался трудным соревнованием, почему его многие избегали. Поскольку я упомянул соревнование по легкой атлетике учебных заведений, укажу здесь, что наша гимназия заняла по учебному округу второе место после Петровского коммерческого училища, а по футболу первое место, завоевав кубок ОСФРУМ’а (Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи).
До сих пор я говорил о своем участии в легкой атлетике, но теперь добавлю, что мой старший брат был более способен и более силен, и он в особенности отличался в бросании копья, метании диска и толкании ядра. Тогда еще не было упражнения в метании молота, но, думаю, что и в этом виде легкой атлетики он был бы среди лучших.
Еще замечу одно обстоятельство — когда я наблюдаю по телепередаче легкоатлетические состязания и вижу, как атлеты по выполнении каждой попытки сейчас же надевают тренировочный костюм, то меня это даже раздражает: что атлеты — кисейные барышни, боятся простудиться? Мы, бывало, по несколько часов упражнялись, оставаясь в трусах и майках, не зная простуды или какого-либо другого заболевания и, наоборот, укрепляли свой организм, если он был в раннем детстве слаб.
Но вот перехожу к наиболее любимому мной виду спорта — футболу. Я ему в детстве и юности отдавал в летние месяцы, много часов. Не перестаю его любить и сейчас, но уже в роли зрителя, правда, игр высшей категории. Но тогда не велось таких систематических тренировок, да и самих тренировок не было в природе, поскольку не было и профессионального футбола. Наша тренировка заключалась в том, что мы играли в количестве собравшихся игроков: в одни ли, в двое ворот, по несколько часов без перерыва. А по воскресеньям обычно проводились матчи. Поскольку к нам, в Питер, футбол пришел непосредственно из Англии, то и вся футбольная терминология была английской: голкипер, бек, хавбек, форвард, инсайд, хавтайм, корнер, аут, рефери (судья), и т. п.
Вспоминаю, как я впервые познакомился с футболом: выходя после уроков из гимназии, мы были удивлены каким-то странным оборудованием, производимым на площадке перед зданием гимназии, где были поставлены по двум краям площадки какие-то ворота и устанавливали столбы по ее углам. Что это такое, для чего? — задавали мы друг другу вопрос, на который получили ответ лишь на следующий день от одного воспитателя (он же преподаватель чистописания), частенько игравшего с нами в лапту. Он объяснил не только, для чего эти сооружения, но и правила этой новой игры, расставив всех, как полагается, и принеся футбольный мяч. И пошло наше увлечение футболом: осенью и весной в гимназии, на ее площадке, летом в Петергофском обществе «Спорт».
Так мы стали пионерами футбола в России, что отмечено и в брошюре, изданной в связи с 75-летием футбола в России, пионерами, наравне с футбольными клубами «Нева» и «Невские», составленными преимущественно из клерков английских фирм в Петербурге.
Я уже говорил, что стиль игры в первые годы футбола был иной, нежели теперь, тогда больше внимания уделяли нападению, что видно из распределения полевых игроков: два, лишь два, защитника (бека), три полузащитника (хавбека) и пять (!) нападающих (форвардов).
Я отмечал также, что наша Петергофская гимназия взяла кубок ОСФРУМ’а (Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи), что произошло в 1913 году. В 1914 году, ввиду начавшейся Первой мировой войны, футбольных состязаний на этот кубок уже не происходило и, таким образом, переходящий кубок остался за нашей гимназией. А надо сказать, что его оспаривали восемьдесят учебных заведений Петербургского учебного округа, причем все, за исключением нашей, были питерские, почему мы, петергофцы, все игры провели на чужих полях, то есть в Питере.
В те времена футбол был любительский, а потому все было проще, и тренеров мы не знали, зато функции капитана команды в ту пору были много большими, чем выбор поля в начале игры. Капитан назначал сбор для тренировок, он же, в основном, назначал состав команды для очередного матча, он был действительно руководителем. Правда, и. коллектив не оставался безгласным. В нашей гимназической команде капитаном был мой старший брат, игравший беком, — не только в гимназической команде, но и в обществе «Спорт»; он несколько раз играл за сборную Петербурга, фактически России, против иностранных команд. А наш центр-форвард Виктор Медведев из года в год играл центральным нападающим в сборной команде столицы.